e-mail: audit@deltars.ru

Телефон: 8 (499)  650-00-21


ФНС раскрыла критерии для оценки вероятности выездной проверки

Статьи

источник - Учет, налоги, право

Отличная новость: в ФНС России верны своему обещанию во всеуслышание объявить критерии отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Об этом, напомним, несколько месяцев назад заявила заместитель руководителя налогового ведомства Татьяна Шевцова. И вот на днях ее начальник Михаил Мокрецов подписал приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Документ содержит критерии, по которым компания может самостоятельно оценить свою чистоту в глазах налоговых органов и, соответственно, вероятность выездной проверки. Среди 11 критериев (см. врезку на стр. 3) есть давно известные, в частности, значительные налоговые вычеты по НДС, зарплата ниже среднеотраслевой, хронические убытки и др. Есть и новые, например, неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

Некоторые критерии, а именно 1-й, 5-й и 11-й отсылают налогоплательщиков к среднеотраслевым значениям налоговой нагрузки, средней зарплаты и рентабельности. Судя по приказу, не позднее 25 июня на интернет-сайте налоговой службы (www.nalog.ru) появятся искомые цифры в разрезе различных отраслей. То же самое касается 3-го критерия: надо полагать ФНС дополнительно объявит, какая сумма вычетов по НДС (точнее, скорее всего, их доля в начисленном налоге) является настолько значительной, что провоцирует налоговиков на проверку.

Помимо критериев Концепция вскользь информирует нас с вами об основных принципах, которыми налоговики будут руководствоваться при планировании выездных проверок. Во главу угла положен анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков. В частности, налоговики намерены выявлять компании, у которых отдельные показатели отчетности сильно отклоняются от аналогичных данных за прошлые периоды либо от среднестатистических значений по аналогичным налогоплательщикам.

Но вернемся к критериям. Из документа не ясно, равновесны ли отдельные критерии или же среди них есть более «легкие» и, напротив, «тяжкие». Непонятно и то, какова все-таки вероятность проверки, если наличествует только один (два, три) подозрительных факта. Наконец, самый загадочная часть документа – пункт 6 приказа: «Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации <…> представить информацию о суммах налоговых обязательств, самостоятельно уточненных налогоплательщиками в результате применения критериев оценки рисков». Что имеется в виду? Кто и почему должен будет уточнять свои обязательства? Это благое пожелание или налоговики будут требовать таких уточнений?

Критерии для оценки компанией вероятности выездной проверки

1. Низкая налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Хроническая убыточность бизнеса

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Значительные налоговые вычеты по НДС

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Расходы растут быстрее доходов

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Зарплата ниже среднеотраслевой

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Возможно неправомерное применение спецрежимов

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Возможное завышение расходов предпринимателем

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Наличие длинной цепочки контрагентов

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений по требованию налоговиков

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Многократная смена налоговой «прописки»

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Отклонение рентабельности от среднеотраслевой

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Статьи

Возврат к списку