e-mail: audit@deltars.ru

Телефон: 8 (499)  650-00-21


Автоматизация управления и учета на платформе «1С»

Статьи

Независимо от отраслевой специфики, в любой компании в том или ином объеме присутствуют три вида учета:

  • Оперативный учет
  • Управленческий учет
  • Регламентированный (бухгалтерский) учет

Применительно к автоматизированным системам можно сказать о наличии в них соответствующих подсистем оперативного, управленческого и регламентированного учета. Физически подсистемы могут быть реализованы как единая информационная система или как несколько информационных баз, которые часто интегрированны на уровне обмена данными.

Каждый вид учета (а значит, и соответствующая подсистема) имеет определенное целевое назначение, что определяет функциональность подсистемы и состав данных.

Под оперативным учетом понимается учет основных хозяйственных операций компании в режиме реального времени. В рамках подсистемы оперативного учета обеспечивается автоматизация предприятия и основных бизнес-процессов:

  • Автоматизация торговли - торгово-закупочные операции, реализация услуг, регистрация входящих услуг
  • Складской учет ТМЦ
  • Автоматизация производства - производственный учет (списание сырья, выпуск продукции)
  • Учет взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами
  • Учет денежных средств
  • Другие разделы учета в зависимости от специфики деятельности той или иной организации

Основными пользователями подсистемы оперативного учета являются подразделения, обеспечивающие выполнение основных бизнес-процессов компании: отдел продаж, отдел закупок, склады, отдел работы с клиентами, производственные подразделения на производственных предприятиях и т.п.

В части предоставления детализированных данных и аналитических отчетов по какому-либо аспекту деятельности компании подсистема оперативного учета может быть интересна руководству компании.

Задача подсистемы оперативного учета - сделать работу основных подразделений компании максимально эффективной, создать единую информационную среду, обеспечив централизованное получение, обработку и хранение в удобном виде любой информации, необходимой для выполнения сотрудниками своих функций.

Важная роль подсистемы оперативного учета – коммуникативная предполагает обеспечение взаимодействия между сотрудниками различных подразделений, находящихся во взаимосвязи при выполнении своих бизнес-функций. При этом, в отличие от общения по телефону или с помощью бумажных носителей (путем передачи документов), взаимодействие через информационную систему более формализовано, более оперативно и исключает потерю информацию. Примеры: менеджеры отдела закупок, анализируя с определенной периодичностью наличие товаров на складе и общую потребность в них, обеспечивают закупку товаров у поставщиков с целью удовлетворения покупательских заказов; менеджеры отдела продаж принимают заказы от покупателей, формируя потребность в товарах.

Подсистема управленческого учета базируется на информации подсистемы оперативного учета, дополняя её хозяйственными операциями, относящимися к обеспечивающим бизнес-процессам с целью получения полной "картины" деятельности компании.

К обеспечивающим хозяйственным операциям относятся такие операции, как учет основных средств, включая амортизацию, косвенных затрат - з/пл администрации и т.п., учет входящих услуг - аренды, охраны и т.п.

Конечная задача подсистемы управленческого учета - предоставление руководству и собственникам компании сводных агрегированных показателей деятельности. Основу формируемой подсистемой отчетности составляют управленческие финансовые отчеты:

  • Управленческий баланс
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет о движении денежных средств (прямой и косвенный метод)

С целью обеспечения формирования баланса подсистема управленческого учета использует принцип "двойной записи", когда каждая операция делает два учетных движения, сохраняя равенство пассива и актива управленческого баланса.

На основании данных, котррые предоставляют финансовые отчеты, проводится финансовый анализ деятельности компании. Полученные результаты являются мощным инструментом поддержки принятия стратегических решений для собственников компании и ее руководства.

Автоматизация предприятия (автоматизация производства, автоматизация торговли) оперативный учет, управленческий учет может осуществляться как путем внедрения типовых решений «1С», так и путем разработки (программирования) специализированных конфигураций на платформе «1С».

Решение о выборе того или иного варианта определяется степенью соответствия имеющихся типовых решений требованиям к автоматизированной системе. Наиболее распространенные типовые решения для автоматизации оперативного и управленческого учета:

  • «1С:Управление торговлей 8.0» - автоматизация торговли (в т.ч. розничной)
  • «1С:Управление производственным предприятием 8.0.» - автоматизация производства.

Добиться глубокой интеграции оперативно-управленческого учета с бизнес-процессами компании, обладающей существенной спецификой, и создать максимально эффективное решение зачастую можно только путем разработки и внедрения специализированных конфигураций на платформе „1С:Предприятие“.

Регламентированный (бухгалтерский) учет предназначен, в первую очередь, для расчета налогов, формирования отчетности в фискальные органы. Правила и принципы ведения регламентированного учета определяются действующим законодательством.

Подсистема регламентированного учета характеризуется отсутствием оперативности. Её связь с другими подсистемами заключается в том, что большинство операций в рамках ведения оперативного и управленческого учета, находят свое отражение в регламентированном учете.

Для целей ведения регламентированного (бухгалтерского) учета, включая кадровый учет и расчет заработной платы, как нельзя лучше подходят типовые решения компании "1С" («1С:Бухгалтерия предприятия 8.0», «1С:Зарплата и управление персоналом 8.0»), т.к. требования к его ведению определяются государством, и он в наименьшей степени зависит от специфики работы той или иной компании.

© 01.06.2006 г. ООО «Партнер Софт», г.Санкт-Петербург. (1С:Франчайзи)


Статьи

Возврат к списку