Автоматизация управления и учета на платформе «1С»
Независимо от отраслевой специфики, в любой компании в том или ином объеме присутствуют три вида учета:
- Оперативный учет
- Управленческий учет
- Регламентированный (бухгалтерский) учет
Применительно к автоматизированным системам можно сказать о наличии в них соответствующих подсистем оперативного, управленческого и регламентированного учета. Физически подсистемы могут быть реализованы как единая информационная система или как несколько информационных баз, которые часто интегрированны на уровне обмена данными.
Каждый вид учета (а значит, и соответствующая подсистема) имеет определенное целевое назначение, что определяет функциональность подсистемы и состав данных.
Под оперативным учетом понимается учет основных хозяйственных операций компании в режиме реального времени. В рамках подсистемы оперативного учета обеспечивается автоматизация предприятия и основных бизнес-процессов:
- Автоматизация торговли - торгово-закупочные операции, реализация услуг, регистрация входящих услуг
- Складской учет ТМЦ
- Автоматизация производства - производственный учет (списание сырья, выпуск продукции)
- Учет взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами
- Учет денежных средств
- Другие разделы учета в зависимости от специфики деятельности той или иной организации
Основными пользователями подсистемы оперативного учета являются подразделения, обеспечивающие выполнение основных бизнес-процессов компании: отдел продаж, отдел закупок, склады, отдел работы с клиентами, производственные подразделения на производственных предприятиях и т.п.
В части предоставления детализированных данных и аналитических отчетов по какому-либо аспекту деятельности компании подсистема оперативного учета может быть интересна руководству компании.
Задача подсистемы оперативного учета - сделать работу основных подразделений компании максимально эффективной, создать единую информационную среду, обеспечив централизованное получение, обработку и хранение в удобном виде любой информации, необходимой для выполнения сотрудниками своих функций.
Важная роль подсистемы оперативного учета – коммуникативная предполагает обеспечение взаимодействия между сотрудниками различных подразделений, находящихся во взаимосвязи при выполнении своих бизнес-функций. При этом, в отличие от общения по телефону или с помощью бумажных носителей (путем передачи документов), взаимодействие через информационную систему более формализовано, более оперативно и исключает потерю информацию. Примеры: менеджеры отдела закупок, анализируя с определенной периодичностью наличие товаров на складе и общую потребность в них, обеспечивают закупку товаров у поставщиков с целью удовлетворения покупательских заказов; менеджеры отдела продаж принимают заказы от покупателей, формируя потребность в товарах.
Подсистема управленческого учета базируется на информации подсистемы оперативного учета, дополняя её хозяйственными операциями, относящимися к обеспечивающим бизнес-процессам с целью получения полной "картины" деятельности компании.
К обеспечивающим хозяйственным операциям относятся такие операции, как учет основных средств, включая амортизацию, косвенных затрат - з/пл администрации и т.п., учет входящих услуг - аренды, охраны и т.п.
Конечная задача подсистемы управленческого учета - предоставление руководству и собственникам компании сводных агрегированных показателей деятельности. Основу формируемой подсистемой отчетности составляют управленческие финансовые отчеты:
- Управленческий баланс
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств (прямой и косвенный метод)
С целью обеспечения формирования баланса подсистема управленческого учета использует принцип "двойной записи", когда каждая операция делает два учетных движения, сохраняя равенство пассива и актива управленческого баланса.
На основании данных, котррые предоставляют финансовые отчеты, проводится финансовый анализ деятельности компании. Полученные результаты являются мощным инструментом поддержки принятия стратегических решений для собственников компании и ее руководства.
Автоматизация предприятия (автоматизация производства, автоматизация торговли) оперативный учет, управленческий учет может осуществляться как путем внедрения типовых решений «1С», так и путем разработки (программирования) специализированных конфигураций на платформе «1С».
Решение о выборе того или иного варианта определяется степенью соответствия имеющихся типовых решений требованиям к автоматизированной системе. Наиболее распространенные типовые решения для автоматизации оперативного и управленческого учета:
- «1С:Управление торговлей 8.0» - автоматизация торговли (в т.ч. розничной)
- «1С:Управление производственным предприятием 8.0.» - автоматизация производства.
Добиться глубокой интеграции оперативно-управленческого учета с бизнес-процессами компании, обладающей существенной спецификой, и создать максимально эффективное решение зачастую можно только путем разработки и внедрения специализированных конфигураций на платформе „1С:Предприятие“.
Регламентированный (бухгалтерский) учет предназначен, в первую очередь, для расчета налогов, формирования отчетности в фискальные органы. Правила и принципы ведения регламентированного учета определяются действующим законодательством.
Подсистема регламентированного учета характеризуется отсутствием оперативности. Её связь с другими подсистемами заключается в том, что большинство операций в рамках ведения оперативного и управленческого учета, находят свое отражение в регламентированном учете.
Для целей ведения регламентированного (бухгалтерского) учета, включая кадровый учет и расчет заработной платы, как нельзя лучше подходят типовые решения компании "1С" («1С:Бухгалтерия предприятия 8.0», «1С:Зарплата и управление персоналом 8.0»), т.к. требования к его ведению определяются государством, и он в наименьшей степени зависит от специфики работы той или иной компании.
© 01.06.2006 г. ООО «Партнер Софт», г.Санкт-Петербург. (1С:Франчайзи)